Страница 1 из 1

Башни Кавказа

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:04
Антон
Сегодня встал вопрос о написании реферата по башням Кавказа.
Тема очень интересная, однако времени как обычно разрабатывать ее нет. Кроме того, есть исследователи, которые посветили этой теме многие годы. Поэтому Укажу лишь выдержки по истории башенного искусства на разных территориях Кавказа.

Re: Башни Кавказа

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:06
Антон
Песнь о том как построили башню
Народный эпос

Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт,
И только когда земля отказалась пить, положили первые камни;
Восемь огромных глыб, образующих углы башни,
И был каждый камень ценою равен быку, а весом — восьми быкам.
Каждый камень везли двенадцать быков, ломая копыта от напряжения,
Каждый камень тесали двенадцать дней четыре камнетеса…

Из разных мест ущелья привезены обломки различных глыб,
Скрепленные известью, становились они неделимым целым.
Первый ярус закончен, сюда никогда не заглянет день,
Здесь пленники, кандалами звеня, будут гадать о судьбе!
Ярус второй — уже свод сведен и очажная цепь висит,
Здесь будет дни свои коротать семья в случае войны!
Четвертый ярус — здесь сторожа, сменяясь у бойниц, встанут,
И все четыре стороны света будут как на ладони.
Так камни ложились за рядом ряд, ярус за ярусом росла башня.
И вот на триста шестидесятый день закончил Янд пятый ярус!
Здесь будет крыша, легкая словно свет, стройным конусом сведена,
Ложатся уступами ряды камней, постоянно сужаясь кверху,
И тонкие плиты сланца их перекрывают сверху.

Закончена песня труда и камней — выше уже нельзя:
Над самой головой легкие облака плывут, скользя,
Садится солнце, пересекая Джерах, башня бросает тень.
Так стал последним, замковым камнем триста шестьдесят пятый день.

Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:07
Антон
Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии — это своеобразное явление мировой культуры. Малоизвестное и малоизученное. Типологически среди памятников архитектуры здесь можно выделить языческие святилища, христианские храмы, родовые склепы и, наконец, башни — боевые, жилые и двойного назначения.
Чеченцы и ингуши — родственные этносы. У них общий предок — вайнахи, давшие им единый язык (обладающий различными диалектами). Многие столетия эти народы жили в самом тесном соприкосновении на территориях вдоль Главного Кавказского хребта — между современной Осетией и Дагестаном.
Кавказский регион всегда был перепутьем великого переселения народов, мигрировавших как с востока на запад, так и с юга на север. Когда по предгорьям прокатывалась очередная волна кочевников, от нее вверх по ущельям взлетало множество племен. Последующая жизнь этих племен в малодоступных местностях способствовала обособлению и консолидации в особые этносы, история которых еще очень далека от полной ясности.
Культурным контактам горцев с внешним миром способствовали такие разнородные факторы, как караваны Великого шелкового пути или приход христианских миссионеров.
Выживая в неимоверно трудных условиях, вайнахи сумели создать архитектуру, которая сегодня поражает нас функциональностью и своей художественной выразительностью, идеально соответствующей красоте окружающей горной природы.
Вайнахи всегда селились родовыми гнездами. В больших аулах проживало по несколько тейпов (родов). Жили в башнях. Рядом с жилой башней ставили боевую. Фактически — это дом-крепость, столь характерный для быта свободных людей в средневековой Европе.
За надежными каменными стенами проходила не только земная жизнь — ингушская пословица гласит: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Обряд захоронения в склепах был предопределен, не в последнюю очередь, малоземельем. Лучшие угодья отводились под сельское хозяйство, а башни и склепы ставили на скальном основании. Склеп — это родовая усыпальница вайнахов. В склепы уходили больные во время эпидемий, которые периодически выкашивали людей. Выжившие возвращались домой.
На основных тропах ставили святилища. По праздникам сюда отправлялись шествия в белых одеждах. Здесь вымаливали у бога урожай и приплод. После молитвы совершались жертвоприношения, а затем и трапезы.
Исследователи отмечают две волны усиленного строительства. Первый период (IX—XIII вв.) в немалой степени был связан с приходом на Северный Кавказ христианских миссионеров. Именно в это время появляются храмы и самые ранние из известных боевые башни. В XIV в. начинают строиться склепы башенного типа, напоминающие уменьшенную копию боевой башни. К этому же времени археологи относят и сохранившиеся святилища. Вторая волна прокатилась в XVII в. Она была обусловлена распространением огнестрельного оружия. Боевые башни разбирали и на их месте из того же материала строили новые. Вместо широких бойниц для стрельбы из лука делали узкие щели для ружейного боя. Спровоцировала этот бум работорговля, которую развернули турки по всему Северному Кавказу.
При всей схожести памятников архитектуры горной Чечни и Ингушетии между ними есть и существенные различия. Только на чеченской территории в различных ущельях встречаются необычные скальные башни. Вертикальная щель в скале закрыта стеной с бойницами. Входной проем сделан высоко от основания стены. В башню залезали по приставной лестнице, которую затем убирали внутрь. В Ингушетии сохранились три христианских храма X—XIII вв. в Таргимской котловине — Таргимский храм, Тхаба-Ерды и Алби-Ерды. Мечетей в Ингушетии нет. В свою очередь, Чечне нет христианских храмов, зато сохранились мечети рубежа XIX—XX вв. Вообще, чеченские боевые башни отличаются от ингушских. Ингушские башни имеют более стройный внешний вид, а чеченские башни ниже и имеют меньший наклон стен. Количество уступов у заостренного завершения ингушских башен, как правило, 11, у чеченских — больше. Но в Чечне явно превалируют башни с плоским покрытием.
На боевых башнях в Ингушетии очень часто можно увидеть христианский символ — крест на Голгофе. Он выполнен в технике выемчатого орнамента и расположен под верхним боевым балкончиком-машикулем. На чеченских башнях этот символ почти не встречается. Зато на чеченских башнях очень часто можно увидеть языческие петроглифы: солярные знаки в виде кругов, спиралей, свастик и другие орнаменты. Встречается изображение ладони («рука мастера»). По мнению некоторых исследователей, эти петроглифы могли изображать вайнахский календарь. В Ингушетии такие петроглифы встречаются значительно реже.
Типичная боевая башня, безусловно, является вершиной строительного мастерства вайнахов. В инженерном отношении это уникальное сооружение — при небольшом основании (4.5 х 4.5 м) она имеет значительную высоту (25—30 м) и наклонные стены. Вершина такой башни перекрывается сводом стрельчатого сечения, внешне имеющим вид ступенчатой пирамиды. Внутри башни, над ее вторым уровнем выкладывался внутренний свод по гуртам (перекрестным аркам). В этом своде делали люк, через который пролезали наверх. Верхние ярусы перекрывали настилом по деревянным балкам. С этажа на этаж внутри башни передвигались с помощью переставных лестниц.
Вайнахская письменность и летописи нам не известны, поэтому историю этой архитектуры приходится реконструировать путем сопоставления ее с памятниками на территории всего Кавказа. Единой и единственной версии к настоящему времени пока не выработано, идет исследовательская работа.
К сожалению, сохранность средневековых памятников вайнахской архитектуры внушает самые серьезные опасения. Горные аулы давно покинуты постоянными жителями. Дожди и паводковые воды вымывают раствор из кладки стен. Часть башен обрушилась. Сегодня в аулах обитают только пастухи. Многие боевые башни используются пастухами как загоны для скота, в связи с чем в башенных стенах были сделаны большие проломы. что также ведет со временем к обрушению памятников. К разрушениям времени за последнее время прибавились последствия войны. Например, боевая башня в селе Дере получила пробоину от снаряда. На башне в селе Шарой разрушена вершина от попадания снаряда. Снарядом с вертолета разрушен склеп в Таргимской котловине (Ингушетия). Встречаются следы вандализма. Захоронения в склепах потревожены искателями сокровищ. В целом, можно утверждать, что в течение десятилетий никто не проявлял заботы о спасении этой уникальной архитектуры для будущих поколений.
Можно только надеяться , что сегодня все, от кого хоть что-то зависит в деле сохранения наследия народов нашей страны, начнут осознавать, что памятники архитектуры Чечни и Ингушетии — это культурное достояние мирового значения.
Сейчас нет точных сведений о количестве сохранившихся памятников, но по предварительным оценкам их число может составлять полторы тысячи в Чечне и примерно столько же в Ингушетии.

Re: Башни Кавказа

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:09
Антон
Ингушские боевые башни
В годы советской власти по горным районам Ингушетии пролегало несколько всесоюзных туристических маршрутов. Приходилось встречать здесь тургруппы из многих регионов России, прибалтийских республик, Белоруссии. Все, с кем доводилось беседовать, выражали восхищение надземными каменными сооружениями, возведенными много веков назад.
Это монументальные жилые и оборонительные башни, замки, городища, заградительные стены, подземные, полуподземные и надземные каменные склепы, древние христианские храмы, разного рода языческие святилища…
По утверждению ученых, большинство башен было построено в XII-XIV веках. Кавказовед Евгений Крупнов говорил, что «ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо».
Наиболее древним из всех этих сооружений ученые считают жилые башни - «гала» - в два-три этажа. Стены, сложенные из необработанных и грубо обработанных камней, постепенно суживаются кверху. Первый этаж башни использовался для содержания скота, второй и третий - для проживания. «Полезная площадь» башен достигает 60-80 кв. метров. Сейчас, конечно, в этих башнях никто не живет, но мне известно, что последний из Гадаборшевых покинул нашу родовую башню в 1926 году.
Ингушские боевые башни (в 4-6 этажей) Крупнов называл «вершиной архитектурного и строительного мастерства древнего населения края». «Они поражают простотой формы, монументальностью и строгим изяществом. Боевые башни - высокие образцы техники и строительного искусства того времени», - писал кавказовед.
На днях нашел во всемирной паутине рассуждения о башнях в горах Кавказа некоего Сергея Казанского. Судя по всему, любитель путешествий и кавказской экзотики - бесстрашный человек. Несмотря на то, что происходит в республике, этим летом он путешествовал по горной Ингушетии. «Невольно напрашивается сравнение с посещением Сванетии, но архитектура башен в Ингушетии, безусловно, изысканнее, красивее. Ни сохранность, ни количество, ни красота башен не шли ни в какое сравнение с тем, что я видел в Грузии… Таргим, Эгикал, раннехристианский храм Тхаба-Ерды - каждое из этих мест содержит частичку истории не только Ингушетии, но и всей России. Как обидно, что этот край остается недоступным для большинства россиян», - пишет путешественник.
Средневековый замковый комплекс «Вовнушки» (место боевых башен) номинировался в недавнем конкурсе «Семь чудес России». Ему не хватило совсем немного голосов, чтобы попасть в великолепную семерку. Остается надеяться, что смутное время на Северном Кавказе скоро закончится и горная Ингушетия вновь откроет свои красоты для любителей путешествий и экзотики.

_http://www.vestikavkaza.ru/articles/tourism/chudo/5081.html

Осетинские боевые башни

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:10
Антон
Полу-боевые жилые башни («г?нах») - строения, предназначенные и для жилья, и для обороны, т.е. укрепленные жилища. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей («уаз?гдон») и кладовые («къ?биц»). В центре жилой башни обычно находился опорный столб, выложенный из обработанного камня. На нём держались балки перекрытий. Самым главным и значимым местом в таких сооружениях был очаг, над которым висела надочажная цепь. Здесь семья готовила пищу, обсуждала важные вопросы, устраивала трапезу, отдыхала. Место очага и надочажная цепь были для осетин особо значимыми и очень оберегались. Над очагом давали клятвы, нередко прощали кровников. Последний этаж жилых башен нередко использовался для обороны, стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли.
Боевые башни («м?сыг») имеют в среднем 5-6 ярусов (самые высокие до семи), малую площадь основания и наклонные стены, предназначавшиеся для создания рикошетирующей поверхности и увеличения поражающего эффекта сбрасываемых камней. Самые ранние башни строились насухо, без связующего раствора, позднее стал широко применяться известковый и песчано-известковый раствор. Обычный строительный материал используемый для постройки — камень, обломки скального плитняка, распространенного в данной местности. Для нужд строительства заготавливали также глину. Что касается деревянных деталей конструкции, то и в этом случае конечно, ценилась твердая древесина, например, дуб. Однако межэтажные перекрытия покоились на балках из хвойных пород. Деревянными в башне были каркасы межэтажных перекрытий, двери, замки и переносные лестницы или бревна с зарубками-ступеньками.
Башенное селение Лисри в Алагирском ущелье, состоящее из боевых и полу-боевых жилых башен.
Строительство начиналось с расчистки площадки и укладывания краеугольных камней, это были самые массивные, часто обработанные, каменные глыбы. Подвоз большого количества строительного материала требовал огромных затрат человеческого труда. Важным моментом при строительстве башни было устройство межэтажных перекрытий, служивших одновременно потолком для нижних этажей и полом для последующего. Обычно перекрытие опиралось на несколько горизонтально уложенных бревен, концы которых укладывались в специальные ниши в стенах башен. Укладка бревен не была канонической: они укладывались как от передней стены к задней, так и поперек. Бревна-матицы перекрывались плотным рядом жердей. Строителями башен особое внимание оказывалось бойницам — внутренним и навесным, так как кроме мощи стен главной формой защиты было ведение боевых действий из башни. Именно для этой цели устраивались разнообразные бойницы, появление которых на оборонительных сооружениях связывается исследователями с распространением на Кавказе огнестрельного оружия. Бойницы башен представляли собой узкие сквозные отверстия (одинарные, двойные, изредка и тройные), устроенные в специально предназначенных для того нишах, в количестве от 3 до 6 на каждом этаже. Располагались они с учетом наиболее полного кругового обзора прилегавшей к башне местности и имели самое разнообразное направление, чаще всего вниз или в сторону. Размеры ниш были настолько малы, что в них при всем желании не втиснулось бы плечо стрелка-лучника. Бойницы изнутри были намного шире выходного отверстия, так что стрелок имел возможность наводить оружие в разных направлениях. Машикули выстраивались на выступающих из стен консольных камнях. Осетинские боевые башни из-за того, что почти полностью выполнены из камня (кроме деревянных дверей входных проемов) были вполне противопожарные. Впрочем, есть башни и со следами пожаров, остатками обуглившихся балок межэтажных перекрытий. Но они сгорели, надо полагать, в результате поджога уже после захвата башни. Многие были взорваны карателями, зачастую разрушению подвергался один из углов башни, а остальные доделали стихии и время.
Осетинские башни в Тагаурии имели одну конструктивную особенность: перекрытия между первым и вторым этажами боевых башен обычно сводчатые, выложенные из камня. Первоначально они поддерживались двумя пересекающимися в центре свода арками, но впоследствии местные мастера освоили технику ложного свода настолько хорошо, что арки в качестве конструктивного элемента стали ненужными. Однако они сохранились как чисто декоративный элемент: пересекающиеся нервюры расчленяют свод, а в точке пересечения заключен замковый камень. Остальные междуэтажные перекрытия делались из бревен, вставлявшихся концами в специальные пазы в стенах.

По материалам Википедии

В Чечне начали восстанавливать боевые башни

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 19:11
Антон
В горных районах Чечни в 2010 году начинается восстановление древних боевых башен, являющихся символами нескольких поколений горцев. Об этом в интервью ИТАР-ТАСС рассказал заслуженный строитель России и Чечено-Ингушской Республики Магамед Ахметов.
По его словам, башни давно лишились своих военных функций, но остались важнейшими родовыми ценностями. Сегодня в селах горного Шаройского района, где планируется восстанавливать башни, расположено до 30 таких башен.
В самом Шарое сохранились два этих боевых сооружения и пристроенная к ним позднее мечеть. Как отметил Ахметов, эти башни стоят в 3010 метрах над уровнем моря. Изначально они были высотой 23 метра, однако одна башня упала от времени, а у второй в ходе боевых действий в 1999 году была разрушена верхушка.
Предположительное время возведения этих башен - XII-XIII век. Мечеть была пристроена позже - примерно в XVII веке.
Как отмечает ИТАР-ТАСС в восстановлении башен Ахмедов рассчитывает на помощь федерального центра, в ведении которого находятся памятники истории в Чечне.

ИТАР-ТАСС

Башня Адиюх

СообщениеДобавлено: 17 май 2010, 20:02
Антон
Расположено в Хабезском районе, в 5 км юго-западнее аула Хабез, на высоком берегу реки Малый Зеленчук, в устье балки «Адиюх». Городище VII-VIII веков типологически сравнимо с ранними поселениями, созданными в труднодоступных местах без дополнительных укреплений. Памятник многослойный, относится к западно-аланской культуре и в настоящее время является более исследованным, чем другие археологические памятники КЧР.
Единственным архитектурным памятником, находящимся в настоящее время на площади городища Адиюх, является монументальная боевая башня XVIII в. На ее месте некогда стояла более, древняя башня, построенная аланами. Во времена татаро-монгольского нашествия она была разрушена и лишь в 1760 году была обновлена кабардинским князем Темрюк - Аджик Баматовым. Прямоугольная по форме, она сужается вверх. Выложена из брусков песчаника.

В ней 3 бойцы и вход, поднятый на достаточную высоту, чтобы проникнуть в нее можно только по приставной лестнице. В башне было 5 этажей. Первый служил для хранения воды и пищи при осаде, а также для содержания пленников. Проникнуть сюда можно было только сверху, со второго этажа. Глухим был и четвертый - он освещался через отверстие, вырубленное в полу площадки. Башни этого типа, широко распространенные в пределах всего Кавказа, не являются все же характерными для данной территории в такой степени, как в Осетии, Кабардино-Балкарии или Чечни и Ингушетии. И все же сам факт строительства подобных башен во 2-й пол. XVIII века свидетельствует о том, как долго удерживались в горах Кавказа обычаи позднего средневековья.

http://www.kchr.info/about_kchr/facts/2884-gorodishhe-viii-xii-vv-i-bashnja-adijukh.html