«Бытует мнение, что попадание в лагерь такого рода – блат» (Считаю этот материал с сайта Контрасттерра самым главным за все время функционирования сайта. Спасибо за интервью!!) Здесь http://www.contrasterra.ru/looknorthone.php?id=1003#comment1816
Заместитель начальника управления инновационной деятельностью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Денис Гусев рассказал «Территории контрастов» о том, чем занимается хороший бизнес-инкубатор, чего сегодня не хватает молодым предпринимателям, почему нужно работать над PR-политикой образовательный лагерей и чем отличается менеджер от организатораОбразцово-палаточный лагерь «Машук-2011» завершился почти месяц назад.
Но память о нем, как говорится, будет жить вечно!.. По крайней мере, до форума 2012, после которого - череда новых впечатлений. Нас же вернуться к теме грантово-полевого лагеря спустя больше чем три недели после его завершения мотивировали две вещи. Первая – скорое решение специальной комиссии относительно судьбы претендующих на гранты проектов. Вторая – некоторое количество оставшихся недорасшифрованными, недоопубликованными материалов, которым либо суждено запылиться в архиве, либо стать бережно расшифрованными, опубликованными и прочитанными текстами.
Один из таких – расшифровка беседы с приехавшим на форум заместителем начальника управления инновационной деятельностью Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», бывшим заместителем руководителя Зворыкинского проекта и просто человеком с несколькими высшими образованиями – Денисом Гусевым.
Московского специалиста пригласили на «Машук-2011» в качестве VIP-лектора. Чтобы прояснить ситуацию, надо сказать, что Денис прибыл на форум в последний день, когда, очевидно, ни у организаторов, ни у участников, ни даже у бывших ранее бескомпромиссными контролеров попросту не осталось сил: на семинар московского лектора никто не пришел. Ну, и извинений за допущенный «фейл», как водится, не принес.
Воспользовавшаяся случаем, перманентно пребывающая в нужное время в нужном месте «Территория контрастов» побеседовала с Денисом о том, чем занимается хороший бизнес-инкубатор, чего сегодня не хватает молодым предпринимателям, почему нужно работать над PR-политикой образовательный лагерей и чем отличается менеджер от организатора.
«Территория контрастов»: -Как вы думаете, почему никто не пришел на лекцию?
Денис Гусев: Почти полтора года я был заместителем руководителя «Зворыкинского проекта» Росмолодежи и очень хорошо знаю организацию смены «инновации» на «Селигере». А поскольку здесь очень многое построено по тем же самым принципам, я прекрасно понимаю, что сейчас участникам просто не до лекций. Продолжительность смены и каждодневный ритм при достаточно высокой степени свободы приводит к тому, что последние дни люди тратят, скорее, на отдых, чем на что-то полезное.
«ТК»: То есть это проблема организации, которая взяла за основу неверный регламент?
Денис Гусев: Нет, этот формат так же полезен сам по себе, и каждому участнику он что-то дает. Хотя, конечно, над ним можно было бы поработать. И я думаю, что самым верным улучшением этого формата станет налаженная информированность участников о том, что происходит в лагере, чтобы каждый мог самостоятельно принять решение относительно того, какое мероприятие посетить. Потому что большинство участников, если их спросить сейчас, не знают, где и какие лекции идут. А второе улучшение – сделать программу гораздо более жесткой, структурированной. Люди все-таки молодые, а, когда появляется слишком много свободного времени, и они сами вольны выбирать, в какой шатер им отправиться, то проще всего выбрать отдых в теньке и общение с друзьями. Здесь ведь все-таки отличный климат, замечательная погода – все располагает к отдыху…
«ТК»: Если сделать все очень жестко, не получится ли так, что народ на лекциях будет попросту скучать? То есть так ведь честнее: никто не пришел, значит, нашлись занятия интереснее.
Денис Гусев: Речь не идет о том, чтобы человеку кто-то извне заранее составил программу, в которой он обязательно должен участвовать, а потом это участие еще и контролируется. Дело в том, что если человек видит весь набор возможных для себя мероприятий, то он может сам предварительно выбрать то, что ему интересно, и потом иметь это в качестве программы-шаблона, самостоятельно выполняя план, который себе наметил. Это гораздо интереснее - человек сам себя мотивирует и держит в руках.
«ТК»: Как вы оцениваете свою часть программы? На что она направлена?
Денис Гусев: Меня пригласили сюда люди, знакомые еще по работе в Зворыкинском проекте. И попросили рассказать о поддержке предпринимательства, которую можно получить в Москве, в Нижнем Новгороде, в других городах – это как раз то, чем мы занимаемся. Я знаю мероприятия в России вообще, которые способствуют развитию проектов, и могу рассказать о том, чем занимаемся конкретно мы.
«ТК»: Тогда, может, расскажите нам, а мы напишем: что ребята потеряли, не придя на вашу лекцию, то есть что они могли бы узнать, и теперь не узнают?
Денис Гусев: Я думаю, что те, кто хотят узнать, узнают в любом случае. Но если кратко сформулировать главные тезисы, которые я хотел донести, мне кажется, основное, чего сейчас не хватает молодому предпринимателю, это хорошей структурированной информации. Потому что инструментов поддержки на сегодняшний день в России достаточно много. Но государство совершенно не стремится рассказать об этом широким массам. То есть существуют региональные программы поддержки, городские программы, всевозможные гранты, субсидии и так далее. Но об этом попросту не рассказывается. А если и рассказывается, эту информацию не так просто получить. Кроме того, вокруг достаточно много слухов о том, что использовать эти инструменты крайне сложно, что там много бюрократии, что надо вести отчетность, писать бумаги, и непонятно, кто их потом рассматривает. То есть можно проделать очень много работы и ничего в итоге не получить. И в этом свете информация, о том, что это вообще не так сложно - очень важная вещь. А второе - важна работа с самими командами. Я уверен, что если правильно сформировать команду проекта, то в ней обязательно найдется человек, которому будет комфортно работать с городскими, региональными и другими программами. Именно этот будет подтягивать в проект инвестиции, гранты, субсидии, писать по ним отчеты, и все это он будет делать довольно легко. И многие проекты уже на сегодняшний день могли бы развиться гораздо сильнее, если бы использовали эти ресурсы.
Помимо этого, важный момент, который упускается обычно в работе с молодыми предпринимателями и инноваторами заключается в необходимости воспитывать умение следовать намеченному плану, даже если речь об очень длительном сроке на пути к результату. По этому поводу Гусев привел слова предпринимателя, писателя и журналиста Малкольма Гладуэлла, который в одной из своих книг сказал, что успех достигается в том случае, если предприниматель потратил на работу над своим проектом 10 000 часов. По мнению Дениса, именно столько времени человек должен «работать, работать и еще раз работать». Далее Гусев рассказал о задачах и целях бизнес-инкубатора.
Денис Гусев: Классический бизнес-инкубатор предоставляет предпринимателям помещение, консалтинговую поддержку: юридические, бухгалтерские консультации, необходимые для того, чтобы начать взаимодействовать с клиентами, проводить первые платежи, транзакции, покупки. Такой инкубатор помогает, как правило, с образовательными мероприятиями и, если это хороший бизнес-инкубатор, то на его площадке идут ценные мастер-классы, лекции успешных людей. Он помогает в контактах с инвесторами, помогает с ними встречаться, договариваться, участвовать в сделке о покупке доли, а если бизнес имеет потенциал выхода на международный рынок, инкубатор должен помогать с контактами с зарубежными партнерами, центрами предпринимательства, инвесторами. Я надеюсь, что сейчас большинство бизнес-инкубаторов при университетах смогут нормально реализовать эту модель. Мы в свою очередь стараемся такую модель создать, описать, структурировать, и этими знаниями поделиться с другими ВУЗами.
«ТК»: Правильно ли я понимаю, что модель для России относительно нова?
Денис Гусев: Она абсолютно новая, и в наших университетах этим никогда не занимались прежде.
«ТК»: Можно ли сказать, что эта модель получила широкое распространение с практикой образовательных лагерей?
Денис Гусев: Нет, эти проекты развиваются параллельно. Задача лагерей заключается в том, чтобы сформулировать в голове человека образ будущего, в котором бы ему хотелось участвовать, жить, развиваться. Если брать, например, стратегию Росмолодежи, то здесь возникает термин «героизация» - это когда нужно создать героев, за которыми хочется идти. Поэтому задача лагеря, скорее, эмоциональная – зажечь человека, познакомить его с другими, такими же, как он.
«ТК»: А не ведет ли такой подход к возникновению раскола между теми, кто видит эту модель, и теми, кому она недоступна? Сегодня ведь очень много критики отправляется в адрес Росмолодежи, форума «Селигера», отчасти именно по этой причине.
Денис Гусев: Да, я понимаю, о чем идет речь. На мой взгляд, эта проблема возникает из-за непродуманной PR-политики. Потому что, несмотря на все попытки сделать процедуру отбора в лагерь прозрачной и понятной для всех, в широком медийном сообществе, в сети Интернет бытует мнение, что попадание в лагерь такого рода – блат, это то, что идет в обход всех механизмов, описанных, скажем, на официальном сайте. Вот до тех пор, пока этот миф не будет развеян, я думаю, с этой проблемой будет тяжело бороться. Я знаю, что есть ребята, которые, возвращаясь из лагерей, организуют свои региональные, городские мини-группы, в которых собираются люди, никогда не бывавшие на «Селигере» и других форумах.
«ТК»: Как, по-вашему, здесь происходит то, что должно происходить в молодежном образовательном лагере? Я имею в виду поток энергии активной молодежи, мир, дружба и прочее?
Денис Гусев: Если говорить честно и откровенно, то, на мой взгляд, этот потенциал реализуется процентов на 10-15. Потому что фактически это воссоздание еще советских традиций организации и проведения молодежных лагерей. Но тогда в их составе было очень много людей, функция которых называлась «организатор». Тогда этому учили, в Советском союзе готовили организаторов - людей, которые владели профессиональными навыками и умениями для того, чтобы собирать других, настраивать их на работу, организовывать деятельность, чтобы люди не скучали, не бродили, так скажем, оторванными. Сейчас же организаторов у нас не учат нигде. Такой термин просто исчез. Есть компании-организаторы, но отдельного человека-организатора просто не существует. На смену ему пришел менеджер – профессия, которая имеет совершенно другую роль. Менеджер – человек, который может управлять или администрировать уже существующий, отлаженный процесс. Он – управленец и фактически решает задачу того, чтобы уже накатанный механизм продолжал функционировать так, как нужно, возможно, немного его оптимизируя. Организатор же всегда создает новое, и это отличие принципиально. Да, менеджеров в России, худо-бедно научились готовить. Но для того, чтобы здесь появились квалифицированные менеджеры, система должна быть уже готовой, уже эффективно работающей.
На этом мы закончили нашу беседу. На протяжении всего разговора из соседнего шатра доносился голос губернатора Ставропольского края, который, приехав на форум во второй раз, собрал вокруг себя, как водится, дирекцию в почти полном составе, горстку скучающих журналистов и все еще активных общественников.
На удивление ничуть не раздраженный «неприходом» участников на явно не бесполезную лекцию Денис Гусев напоследок сказал, что единственное, на что ему хотелось бы сейчас рассчитывать – небольшая экскурсия по территории лагеря. Будем надеяться, московского гостя уважили хотя бы в этом его простом желании.