Страница 1 из 1

"Мистический писатель" в зеркале таинственного города

СообщениеДобавлено: 06 окт 2013, 16:43
Антон
Нутрихин Р.В., Фокин А.А.

Очерк «герметического градописания» в творчестве И.Д. Сургучева

Много слов, которые непосвященному так же трудно прочитать,

как трудно прочитать то, что написано звездами на небе…

Ставрополь-Кавказский – магический город, единственный на земле…

И.Д. Сургучев

Возвращение забытых имен – обычное явление для постсоветской литературы. Отечественный культурный мир в период между одиозным «вчера» и весьма неясным «завтра» ведет кропотливый поиск незыблемых основ своего исторического бытия. Основы эти в ментальном пространстве русской цивилизации выражались, по преимуществу, мифологически и трактовались как «наши корни», подразумеваемые в неизменном подобии духовных человеческих сил высокому Космическому Порядку, ибо и саму нашу национальную культуру нам привычно мыслить как «Древо Мировое».

Лишенное за долгий период смуты этих таинственных, живых «корней», корней исторических и духовных, русское культурное Древо утратило и дивные листы, сиречь литературные писания своих «пророков». Возник пугающий феномен забытых русских писателей, «знаменитых в свое время», и целого «пропавшего» литературного периода, плоды которого в течение многих лет были практически недоступны отечественному читателю.

Но вот нечто переменилось, и мы стали свидетелями нового, в полном смысле, культурного феномена, когда прошлое вышло из-под власти забвения, «пророки» вернулись из небытия, и ветви русского духовного Древа вновь украсились листами писаний с именами былых писателей. Это движение в постсоветской литературе было лишь отражением более глобального и глубокого процесса новой кодификации всего национального жизнеустройства, при котором российским городам и улицам возвращались их прежние названия, а будущее народа связывалось не с соблазнительным новоделом, но с подлинным духовным Возрождением.

Теперь, находясь в точке отсчета нового тысячелетия, мы уже несколько отдалились от того первоначального пассионарного импульса, который спровоцировал эти культурные перемены, а потому и выражены они в наши дни не так явно, как раньше. Тем не менее, даже сегодня читатель продолжает открывать для себя «именитых незнакомцев» нашего литературного прошлого, и они, словно путеводные знаки, один за другим помогают нам проникнуть в смысл многомерного кода нашей истории в ее сакральном и метафизическом смысле, приближают нас к столь необходимому теперь постижению причин настоящего, к осознанию грядущих перемен…

Одним из таких писателей-пророков, надолго скрытых от нас в «водах забвения», был Илья Дмитриевич Сургучев, который ныне, по законам времени и места, восстает в своих писаниях из пепла прогоревшей культурной смуты.

Для ставропольской читающей публики возвращение писателя Сургучева – событие поистине неординарное. И человек наших дней, заново открывающий для себя мир сургучевского текста, находится, быть может, даже в более выгодном положении, чем современники этого необыкновенного писателя, ведь только сегодня широкая общественность обрела те «ключи познания», о которых в начале XX века имели представление лишь единицы. «Ключи» эти, тем не менее, дают нам вернейший способ проникновения в самую суть «мистического» творчества несправедливо позабытого Ильи Дмитриевича.

Здесь мы публикуем некоторые предварительные заметки по следам недавно начатого исследования, в рамках которого была поставлена довольно непростая задача – проследить путь духовных исканий И.Д. Сургучева, отраженный в его многообразном литературном наследии. Даже поверхностное знакомство с последним показывает, что абсолютной доминантой в духовном мире писателя являлся его родной город – Ставрополь в метафизических и сакральных его чертах, с его великолепным природно-архитектурным ландшафтом, наделенным какой-то поистине таинственной, поэтико-мифологической непостижимостью…