Кисловодск - угрозы существования мировой здравницы

"Город Солнца", где живут особенные люди. Многочисленные и неповторимые достопримечательности города, Кисловодской котловины и окрестностей

Кисловодск - угрозы существования мировой здравницы

Сообщение Стас » 08 янв 2012, 20:41

Публикуем доклад, написанный руководителем Комитета по экологии при администрации г.Кисловодска Павлом Мартиросовым о сложившейся экологической ситуации, которая может привести к гибели известного курорта. Он был зачитан на Круглом столе по градостроительным проблемам Кисловодска в начале 2011 года, был передан в вышестоящие инстанции.

Курорт Кисловодск — угрозы существования мировой здравницы


Курортом, как известно, называется населенное место, создаваемое в границах территории, имеющей природные лечебные средства и благоприятные природно-климатические условия, используемые для санаторно-курортного лечения, профилактики и отдыха, и признанное курортом в соответствии с действующим законодательством. Если быть объективными, то нашему поколению задача была облегчена, ведь ещё 200 лет назад умные государевы люди, прислушались к мнению учёных, которые чётко определили статус территории — лечебный курорт. Вся последующая экономическая, хозяйственная деятельность была нацелена исключительно на развитие этого направления, создавалась соответствующая инфраструктура. Вот поэтому от нас требуется только две вещи — сохранить и приумножить. Специфика территории не предполагает другого экономического развития. Что является исключительными и неотъемлемыми составляющими любого лечебного курорта, будь то Баден-Баден, Карловы Вары или Кисловодск — это экология и безопасность. Оба понятия должны восприниматься в более широком смысле — рачительное использование природного фактора: чистота воздушного бассейна, питьевой воды и минеральных источников, низкий уровень шумов, сохранение флоры и фауны, щадящее природу новые строительства. Всё это касается экологии, а если рассматривать вопрос безопасности, то просто поддерживать общественный порядок на курорте недостаточно. Расширяя границы нашего представления о безопасности, мы должны понимать, что это целый комплекс мер, который отвечает одному требованию — чтобы как отдыхающий, так и местный житель чувствовали себя здесь абсолютно комфортно. Это отсутствие или минимизация негативного влияния на социально — экономическую ситуацию курортного региона. Ещё можно было бы затронуть политический или национальный аспект безопасности, который пока невыгодно выделяет нас среди известных мировых курортов. Вот мы уже имеем Закон об особо охраняемых природных территориях, где Кавминводы, как особая природоохранная и экономическая зона. Элементарно — надо соединить экологию и экономику. Просто думать о материальной выгоде инвестора было бы неправильно. Я уже говорил выше о том, что наши дальновидные предки подумали уже за нас, в советское время на период 80-х годов система развития курорта была, практически, совершенна. «Пятое колесо» не надо выдумывать. Необходимо стратегически определиться в дальнейшем развитии лечебных факторов наших курортов, применительно к современным условиям. По факту, всё происходит наоборот. Негативное воздействие на градообразующий фактор курортного города — экологию, превышает все мыслимые нормы. Город уже не соответствует мировым стандартам лечебного курорта.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО:

Развитие уникального по своим характеристикам города-курорта Кисловодска носит в настоящее время во многом хаотичный характер, что ведет не только к упущенным возможностям комплексного развития курортной базы, но и кнарушению природного баланса экосистем, а, в ряде случаев, к уничтожению неповторимых ландшафтов и биоценозов. Критической отметки достиг физический и моральный износ инженерных сетей и коммуникаций. Очевидно, что необходимо более глубоко проанализировать то состояние, в котором оказался город за последние 15 — 20 лет, а может быть и более. Даже непрофессионалу видны сегодня градостроительные ошибки последнего времени: нарушение функционального зонирования, многократное увеличение плотности застройки, дисфункции транспортной схемы, отсутствие ливневой канализации в частном секторе, стагнация и уничтожение зеленых насаждений, хищническое и анархичное использование всех возможных ресурсов (природных, энергетических, инженерных) и, как следствие, ухудшение территориальной экологии, воды, воздуха, деградация лечебного парка и месторождений источников минеральной воды. Но за эти же годы Кисловодск как курорт перестал быть целью и смыслом. Прагматизм короткого пути, коммерческие интересы, быстрая прибыль наносят непоправимый ущерб именно градостроительным основам. А «свобода» в градостроительстве — вещь опасная. Тем более, когда вместе с приватизацией было приватизировано право на градостроительную политику, стратегию и тактику. Важнейшие градостроительные решения принимались без опоры на генеральный план, без широкого общественного обсуждения. Страх перед неизвестным парализует волю. Одно из условий социальной уверенности, психологического комфорта — это знание перспективы развития: территории, региона, города, улицы, себя лично. Такое знание даёт адекватное мировосприятие и стабильность. Сформулированная, ясная и понятная перспектива развития территории проживания — ключ к рождению Гражданина своего города. Участие в принятии решений по перспективному развитию города делит ответственность, рождает чувство сопричастности и гордости, формирует неравнодушных горожан, укрепляет чувство справедливости. Градостроительное законодательство развитых стран позволяет населению активно участвовать в определении облика городов. Хотя законодательно закреплено проведение публичных слушаний, но в действительности рекомендации и предложения экологов города полностью игнорируются. (В одной из своих статей я описал участие в общественных слушаниях в г. Карлсруэ, Германия, где мнение горожан было определяющим по предлагаемому инвестиционному проекту.)

Планирование Кисловодска должно стоять на трех опорах: экономика, социальная справедливость и охрана окружающей среды. Главное — не кому принадлежит земля, кто инвестор, кто строитель. Главное — какова функция, строительный режим (плотность застройки, этажность), отношение к ландшафту и степень обеспеченности инженерной инфраструктурой. Сначала -градостроительная основа, структура, система. Необходимо четко определить местоположение, размеры объектов, их назначение, и только потом, в рамках этой жестко поставленной задачи, дать возможность проявить себя архитектору как творцу. Но, к сожалению, на пальцах одной руки можно перечислить новые объекты строительства, которые гармонично вписались в специфический ландшафт города. В действующей градостроительной политике полностью исключено понятие «стелящейся архитектуры», что характерно для городов с гористой местностью.

Архитектура — это не только застывшая музыка. Это еще и застывшая политика, в том числе градостроительная. Или ее отсутствие. Своими собственными руками местные архитекторы, по заказу застройщиков, пренебрегая элементарными нормами морали, соорудили вещественные доказательства своих грехов: абсолютно не вписывающийся строящийся многоквартирный дом на месте санатория им. Шаумяна. Этот 16-этажный «Монстр» в историческом центре города полностью нарушил вообще разумные нормы градостроительства в Кисловодске. Планирование строительства другого 14-этажного многоквартирного «Монстра» с 3-этажным подземным паркингом, через реку, на «Казачий горке» завершит «убийство» центра курортного города, так как всё это происходит в местах, где протекают «нарзанные реки». Строительство жилого комплекса на 384 квартиры в водоохраной, подтопляемой зоне реки Подкумок по проспекту Победы. Восьмиэтажное здание строится в первой охранной зоне по ул. Яновского, где расположен «источник Финкгейзер» («под носом» прокуратуры города) и где, вообще запрещена какая-либо хозяйственная деятельность. Недавно построенный, в нарушении 30-метровой санитарной линии, на Курортном бульваре магазин «Летуаль», в первой санитарной зоне у трёх скважин: 5/0; 5\0-бис; 1-ОП снабжающие рядом стоящий бювет, нарзанный завод и бальнеолечебницы, обзавёлся собственной автостоянкой, что по определению невозможно. Как и автостоянка по Пр.Первомайскому у «Парк Отеля». Обустройство торговых мест в 2-3 метрах от Нарзанной галереи опять в нарушении санитарной зоны. Перечень можно продолжить!

Но когда быстроменяющиеся главы Кисловодска превратили свою публичную работу в примитивный бизнес — коммерческий или властный, когда заказчики оказались корыстны и недальновидны, а чиновники администрации и других надзорных органов, которые должны соблюдать интересы территории, продажны — о каком градостроительстве или архитектуре, или охране окружающей среды речь — это крах и того, и другого, и третьего. Но завтра, а архитектура и градостроительство, по определению, события завтрашнего дня — оценивать и контролировать будут другие. Суд потомков будет жесток и бескомпромиссен. Сформированный облик города-курорта остается на многие поколения. Аргумент об отсутствии финансовых средств для разработки градостроительной документации, которые приводили осужденные мэры и их подручный архитектор Кисловодска, выделялись редкой близорукостью, цинизмом и очевидным нежеланием и дальше жить в этом городе. Несравнимо большие финансовые средства понадобятся нашим детям, чтобы выкупать земли, отданные без учета перспективы развития транспортной сети, инженерной инфраструктуры, социальных объектов, рекреационных, горно-санитарных зон. Инвесторов, чьи амбиции связаны не только с экономикой и коммерцией, но и с культурой сегодня в Кисловодске ещё нет. Культуру бизнеса, строительства, культуру аргументации проектных решений и понимание последствий градостроительной деятельности трудно уложить в «прокрустово ложе» быстрой прибыли. В конечном результате, уже возведённые объекты значительно удорожали стоимость необходимых работ обеспечивающих жизнедеятельность города. Кисловодску срочно необходимо заменить центральный коллектор, так как действующий с 50-х годов прошлого века функционирует на запредельном уровне. Ещё 8-9 лет назад было принято решение о проведении работ, цена вопроса — три миллиарда рублей, источники финансирования – федеральные, региональные и местные. Но в 2006-2007 годах неожиданно для горожан на спланированном пути коллектора по Пр.Победы были выделены участки под строительство торговых центров и теперь строительство необходимого для города объекта или вообще невозможно, или удорожит затраты до 18 миллиардов рублей.

Рано или поздно возникнет «крамольный» вопрос о переделе собственности. Построенные на красной линии магазины, кафе и другие объекты уже не дают развивать дорожную инфраструктуру, постоянное скопление
автотранспорта на Пр.Первомайском результат несоблюдения норм СНиП. При понимании бесперспективности развития курортного города Кисловодска в текущем режиме, воли и желании муниципальных, региональных и федеральных властей кардинально изменить разрушительную тенденцию, уже сегодня можно поставить вышеуказанный вопрос. И хорошо было бы вести под знаком борьбы за градостроительные структуры, возвращение территорий, предназначенных для стратегических целей (водоохранных, экологических, транспортных, социальных). Забота не об отдельных зданиях и сооружениях, забота о среде обитания должна стать, наконец, главной целью, главным смыслом. Дороги, транспортные коммуникации, инженерная инфраструктура,
ливневая канализация, памятники истории и культуры, парки и скверы, охрана окружающей среды, экология — это элементы любого поселения, требующие ежедневной заботы, финансирования, управления для реализации общественных интересов. Но в градостроительстве сегодняшнего дня интересы страны, региона, муниципального образования не заявлены. Заявлены интересы бизнеса — мотора экономики, но это экономика «коротких» денег, это банковская, финансовая, если хотите спекулятивная сфера. Социально-экономическая политика городских властей должна быть ориентирована на долгосрочные и среднесрочные социальные, экологические, культурологические, демографические задачи, она должна сохранять самый ценный из товаров — жизнеспособность кисловодчанина, его право на благоприятную среду обитания. Строительство на городской территории — это не просто индустриальный процесс, это скорее социальное явление, затрагивающее интересы многих кисловодчан. В принципе, пренебрежительное (а скорее варварское и хищническое) отношение к нормам градостроительства и экологии со стороны бывших руководителей города и породило массовое протестное общественное движение в Кисловодске 2000-2008 годах. Инвестиционно-строительную лавину, которая постепенно накрывает курортный город Кисловодск, нужно остановить немедленно, понимая в первую очередь перспективы развития уникальной территории — зон горно-санитарной охраны кисловодского месторождения минеральных вод. К серьезным инвестициям курортный сектор не готов по причине отсутствия полноценной и сбалансированной по территориям, по стадиям разработки градостроительной, планировочной документации. По этим же причинам представляется проблематичным прогнозирование социально-экономического развития города, привлечение крупных и долгосрочных инвестиций и их целевое использование ориентируемых, в первую очередь, на модернизацию лечебного и диагностического обеспечения. А если время и средства, затраченные на подготовку необходимых для начала проектирования документов, не поддаются предварительному расчету и не принимается во внимание специфика курортного Кисловодска, возникает мотивация для самовольного строительства. (В Кисловодске за последнее время выявилась тенденция по увеличению прилегающей территории к участку за счёт отсыпа грунта, строительного мусора в овражную часть водоохранных, природоохранных зон и возведение на нём строительного объекта или изменения этажности и площади застройки или захват неразмежеванных внутридомовых территорий многоквартирных домов под строительство магазинов, кафе, установку гаражей – К.Цеткин 28, Широкая 21, Цандера 2 и т.д.). И в этом случае результат непредсказуем. Обеспечение населенных мест основами градостроительной политики и механизмами ее реализации — такая же насущная ежедневная потребность, как водоснабжение, энергообеспечение, санитарная безопасность и выплата зарплаты бюджетникам. Но при пятилетнем сроке правления, когда ясность административного сознания ограничивается временем местных предвыборных кампаний, ответы на вопросы о долгосрочных программах повисают в воздухе.
Вот здесь бы и подставить крепкую основу в виде градостроительной документации, потому что генеральный план, градостроительный регламент, правовое зонирование, правила застройки — это инструменты защиты города, в том числе и личная безопасность лиц, которые принимают решения по его застройке. И градостроительные ограничения в цивилизованных странах не зависят от степени авторитетности заказчика или стоящей за его спиной финансовой группы. Они прописаны в муниципальных законах. Дело за малым — сформулировать закон. Генеральный план должен показать перспективы развития курорта и города, может быть, даже ценой ущемления частных интересов, предусматривая компенсации, гарантии и законный путь решения сложившихся проблем. Его обязанности не сводятся к простому закреплению факта отведенных с нарушениями земель и узаконивания пожелания инвесторов делать на территории все, что подсказывает экономическая выгода. К сожалению, представленный проект Генплана московского НИИ «Гипрогор» в редакции членов комиссии под руководством первого заместителя главы администрации Кисловодска практически констатирует сложившиеся статус-кво в градостроительстве и перспективы возведения многочисленных объектов. Некоторые коллеги называют Генплан, как схему социально-экономического развития Кисловодска, как некую программу переселения из ветхого жилья. Действительно цели благородные, но «благими намерениями…» Может это и так, для некого промышленного города, с большой городской территорией, но для лечебной здравницы, для Кисловодска это путь деградации и уничтожения курортных факторов, дополнительная антропогенная нагрузка. И бойкое отстаивание редакции такого Генплана носит исключительно прагматичный, циничный, узко личностный и можно сказать «коррупционноёмкий» характер.

НАРЗАН:
Кисловодское месторождение минеральных вод расположено в юго-западной части региона КМВ. Открытие и разведка его связаны с источником Нарзан, давшим свое имя широко известному типу минеральных вод, обладающих высокими терапевтическими и вкусовыми качествами, благодаря которым они используются на месте для бальнеолечения и в качестве бутылированной минеральной столовой воды. Начало разведочных и каптажных работ на месторождении можно отнести к 1920г., когда был образован Государственный Пятигорский Бальнеологический институт. В связи с нехваткой минеральной воды для Кисловодских здравниц и бактериальным загрязнением источника Нарзан, с 1949 по 1954 годы в районе курорта были проведены поисково-разведочные работы с целью получения дополнительных объемов бактериально чистой минеральной воды, снижения нагрузки на источник Нарзан и стабилизации подачи воды на курорт. По результатам этих работ была установлена система групповой эксплуатации источников и скважин при ограниченном режиме всех источников, не допускающая не рационального использования минеральной воды, которая стала применяться в дальнейшем. Тем не менее, в июле 2004г. ГУПР по Ставропольскому краю предприятию ООО «Нарзан-гидроресурсы» была выдана совмещенная лицензия (СТВ 00736 МП от 29.07.2004 г.) на геологическое изучение и опытно-промышленную эксплуатацию минеральных вод на северном фланге Центрального участка. Водозаборные скважины оказались целенаправленно расположенными на территории завода промышленного розлива минеральных вод ОАО «Нарзан» и приближенными тем самым на несколько сотен метров к источнику «Нарзан» и другим эксплуатационным водопунктам, обеспечивающим функционирование курорта Кисловодск. Именно с эксплуатацией (под видом «геологического изучения») так называемого «Северного участка» на территории завода розлива минеральных вод ОАО «Нарзан» и связаны в настоящее время все основные проблемы источника «Нарзан». По сути, в настоящее время, начиная с 2003 года, предпринимается попытка фактической ликвидации источника, на котором держится практически вся гидроминеральная база курорта Кисловодск. Негативное влияние на источник «Нарзан» этого водоотбора ООО «Нарзан-гидроресурсы» из скважин №№ 107 и 107-Д подтверждается фактическими данными по снижению с 2004 года дебита источника, минерализации воды и содержания в ней углекислоты. Необходимо отметить, что при любом отборе минеральных вод из скважин Центрального участка Кисловодского месторождения происходит нарушение условий формирования естественных ресурсов минеральных вод, т.е. создается угроза существованию месторождения.
Практически вся территория городского округа находится в пределах двух зон области питания и формирования месторождения минеральных вод всего региона КМВ. Самая большая в кавминводском регионе первая зона санитарной охраны – около 500 га и самая большая площадь второй зоны – 6 000 га. В границах Кисловодска расположен крупнейший тектонический разлом и раздробление мелкими трещинами — оперяющие тектонические нарушения. Зона представлена повышенной трещеновидностью, поэтому песок, глина, металлосостав пород с карстовыми проявлениями, имеющие повышенные фильтрационные свойства, не обеспечивают полную защищенность от негативного воздействия техногенных и биологических нагрузок. Доказана связь с грунтовыми и почвогрунтовыми водами, обусловленная слабой защищенностью продуктивных водоносных горизонтов минеральных вод. К примеру, доломитный нарзан, формирующийся в верхневаланжинском горизонте, по представленным замерам, уже имеет признаки бактериологического загрязнения ядохимикатами и биоотходами животных и т.д. Тем более, неглубокое залегание, циркуляция кисловодских нарзанов (до 6 метров) и большая площадь стока к области разгрузки (источник «Нарзан») предопределяет высокую уязвимость загрязняющих с поверхности факторов. Всё это послужило критериями для проектирования контуров границ 1-ой и 2-ой зон разгрузки минеральных вод и утверждённые правительством Совмина РСФСР Постановлением от 09.07. 1985 г. N 300 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ И РЕЖИМА ОКРУГА САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ КУРОРТОВ ЕССЕНТУКИ, ЖЕЛЕЗНОВОДСК, КИСЛОВОДСК И ПЯТИГОРСК В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ. Граница 1-ой зоны санитарной охраны кисловодского месторождения захватывает и прибрежные зоны малых рек, нижнюю и среднюю часть курортного парка. Специфика ландшафта данной территории, геоморфологический фактор области стока – историческая центральная часть города, которая формировалась по выходу нарзанных источников. В грубом приближении можно считать, что наиболее жёсткий природоохранный режим определяется от створа улиц К. Либкнехта и Широкой к югу, включая все посёлки городского округа.
Особо необходимо отметить весьма опасную угрозу минеральной базе и водным ресурсам Кисловодска — это наличие семи поселков вокруг города, находящихся в зонах горно-санитарной охраны, где традиционный уклад жизни не вписывается в рамки, определяющие понятие «бальнеологический курорт». Культура и предмет хозяйствования проживающих (содержание сельхоз животных, складирование навоза, отсутствие утилизации биоотходов, производственная деятельность и т.д.) приведёт, если уже не привела, к экологической катастрофе. Окрестности Кисловодска также «облюбовали» владельцы самосвалов и легковых машин для сброса строительного и бытового мусора. Отдалённость действующего полигона по утилизации ТБО «Арго» (30 км) и отсутствие должного контроля со стороны правоохранительных структур, позволили недобросовестным предпринимателям вывозить отходы своего производства в периферийные районы города. Действующая в 80-е годы законодательная база, направленная на сохранение лечебно-оздоровительных местностей, позволяла решать вопросы вывода жилья и объектов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды из 1-ой и 2-ой зон горно-санитарной охраны кисловодского месторождения минеральных вод. Проводилось отселение из 1-ой зоны, фермы КРС, предприятия выводились из зон формирования минеральной источников, что благоприятно повлияло на показатели качества воды открытых водоёмов. Последнее время эта работа практически прекращена, как результат, значительно ухудшились показатели состояния объектов окружающей среды. По микробиологическим показателям практически 100% проб воды открытых водоёмов не соответствует санитарным требованиям, что не позволяет использовать их в рекреационных целях. Основные загрязнения речек, протекающих в городской черте, происходят в районе посёлков «Нарзанный», «Индустрия», «Аликоновка». Неутешительная ситуация и с источником минеральной воды «Нарзан», где по микробиологическим показателям доля неудовлетворительных проб выросла до 62%, что в первую очередь связано с губительной ситуацией в зоне формирования минеральных вод.

ТРАНСПОРТ и АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ:
Территория Кисловодска расположена на среднегорном расчлененном плато – это котловина, с трёх сторон ограниченная хребтами. Вход воздушных масс открыт с севера. Превышение хребтов над котловиной составляет 300-400 метров. Средняя высота местности около 800 метров. Это определяет циркуляцию воздушных масс с юга на север и обратно, практически определяя замкнутый цикл. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят увеличенный поток автотранспорта и застройка города, что создаёт условия для накопления вредных веществ, ухудшает проветриваемость районов города. Планировочная структура курорта Кисловодска в значительной мере определяется транспортными магистралями. Непременным условием является ограничение движения транспорта в пределах курортных зон, центра города и существенная ограниченность въезда иногороднего транспорта. И если в конце 80-х годов прошлого столетия было принято решение запретить въезд в город и строго ограничить передвижение автотранспорта по Пр.Победы, центральным улицам и курортной зоне (при зарегистрированных 9 — 11 000 единицах), то сегодня при кратном увеличении количества автовладельцев-кисловодчан (зарегистрировано более 35 000 единиц), увеличился и заезд иногороднего транспорта. Как показал мониторинг количества автотранспорта пересекающего пост ГИБДД №1 по пр. Победы, за неделю с 07.06.10 по 14.06.10 въехало и выехало из города 607 500 единиц автотранспорта (в среднем 86 785 ед. в день). На Октябрьской площади, Пр.Первомайском, улицах Кирова, Горького, Куйбышева, 40 лет Октября (у рынка) хроническое возникновение «пробок». Транспортная схема города, рассчитанная на одновременное движение 3 500 — 4 000, а по факту практически 50 000 – 60 000 машин, значительно перегружена.Выхлопные газы — это 95,53% удельного веса всех вредных веществ загрязнения воздуха — примерно более 100 000 тонн вредных выбросов в год, при этом имеет динамику к постоянному росту. Эти данные указаны с учётом незначительного превышения СО, СН выбросов и дымности. Доля вредных веществ составляет 600-1800 граммов с единицы транспорта. В среднем по городу на долю автомашин приходится 94% выбросов свинца, 89% окиси углерода, 57% окиси азота. Эти выбросы наиболее вредные — всё происходит в черте города, создают повышенный фон загрязнения на всей его территории: во дворах жилых застроек, санаториев, пансионатов, в курортном парке. Источник загрязнения расположен низко над землёй, и отработанные газы скапливаются в зонах проживания и передвижения горожанина. Они слабее рассеиваются ветром по сравнению с промышленными стационарными источниками, которые имеют дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты. Остальные 4,47% загрязняющих выбросов ложится на энергогенерирующие предприятия. Основной вклад в выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа и горячей воды: ТЭЦ – 25,22%, «Теплосеть» — 41,29%, «Горгаз» — 19,97%, остальные предприятия города — 26,98%. От перечисленных предприятий выбросы, содержащие, загрязняющие вещества, поступают в атмосферу без очистки.
Согласно отчёту «О результатах экологического мониторинга атмосферного воздуха на территории города-курорта Кисловодска» ГУ «Ставропольский ЦГМС» от 24.12.2010 года, пробы, отобранные в 15 точках разных районах города, определили содержание 11 вредных веществ. По результатам обследования выявилось значительное превышение ПДКсс вредными веществами – при норме 0,8 ПДКсс для городов, по факту обнаружено превышение от 1 до 5 ПДКсс. Климатические исследования, проведённые ЦГМС, установили, что вследствие уменьшения средней скорости ветра и числа дней с осадками условия для вымывания и переноса загрязнений в воздушном бассейне Кисловодска заметно ухудшилась. В совокупности с увеличением антропогенных нагрузок на окружающую среду можно говорить о более интенсивном формировании условий для накапливания загрязнений в воздушном бассейне города, ухудшения экологической обстановки. Для Кисловодска увеличивающееся количество автотранспорта и промдеятельность являются основной экологической угрозой, так как город находится в «котловине» с ограниченной естественной вентиляцией. И это в городе-курорте Кисловодске, где воздух является неотъемлемой частью лечебного фактора здравницы.
ДЕМОГРАФИЯ:

Ещё один важный вопрос, решение которого для кисловодчан приобрело аномальный характер — демографический. При естественной убыли населения с начала 80-х годов прошлого столетия, когда количество умерших горожан постоянно превышает рождающихся, мы наблюдаем парадоксальную ситуацию — за последние два десятилетия население Кисловодска выросло почти в 2 раза! Зададим вопрос: сколько местных жителей — очередников улучшили жилищные условия, получили квартиры за этот период? За счёт кого идёт повышение численности населения?
Как пример, аварийное строение по ул.Октябрьской 59, где на протяжении нескольких лет происходит простая человеческая драма людей, живущих в нечеловеческих условиях. Строительство жилого дома с предоставлением квартир жильцам на этом месте наверняка вызвало бы благоприятный общественный резонанс. Но… существуют другие примеры, «инвестиционные проекты», когда в районе частного сектора улиц Революции, Гагарина, Весёлой, Шаумяна, пр.Победы..., где исторически расположены одно- и двухэтажные дома начинают возводиться многоэтажные жилые строения. Понятно, что все экспертизы и согласования такой проект наверняка пройдёт или уже прошёл. Есть прямая выгода для инвесторов, конкретных граждан и конкретных чиновников. Но конфликт со смежниками — соседями, неизбежен. А можно посмотреть шире и на пальцах посчитать. Сейчас на территории Кисловодска (7 183 га.) проживает 136 000 человек, хотя ещё в 70-х годах специалисты определили максимально 70 000-ми проживающих в городе — с существующими размерами местности, особенностями рельефа, максимальной антропогенной нагрузкой и транспортными развязками, инженерно коммунальными сетями и потреблением воды и электроэнергии. Нетрудно догадаться, что уже почти двукратное превышение количества проживающих в городе повлияло на основы курорта — экологию и безопасность. Планируется строительство микрорайона на 11000 жителей на Юго-западе города. А теперь арифметически сложим предполагаемое количество новосёлов новых домов, скорее всего неместных жителей, желающих работать, вести бизнес, ездить на автотранспорте – использовать городскую инфраструктуру…Что это даёт нашей здравнице? Является ли строительный бум в Кисловодске положительным моментом долгосрочного экономического развития — вопрос сегодня уже риторический. Перспективы развития Кисловодска как курорта, обладающего, как прежде, лечебными природными факторами, становятся всё более сомнительными. И если такой проект приемлем для других городов края — Ставрополь, Невинномысск или Мин-Воды, то в маленьком курортном городе Кисловодске, очень ограниченном своей территорией, возможность его реализации чревата негативными последствиями. Мировая практика показывает, что на лечебных курортах количество отдохнувших в санаториях, пансионатах, спа-отелях, в частном секторе за год кратно превышает количество жителей этого города. Вся инфраструктура муниципалитета должна работать на курорт, а другие виды хозяйственной деятельности строго ограничены рамками целесообразности, по принципу «не навредить» основной деятельности города-курорта — лечить людей.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

В советское время идеально сочетался баланс интересов и возможностей курортного города. Санаторно-курортный комплекс формировал всю социально-экономическую политику города — предприятия местной промышленности, строительства, бытового обслуживания, автотранспортные, среднеспециальные учебные заведения. Всё было «завязано» на курорт. За городскую черту или в промзону были выведены автозаправки, автомойки, промпредприятия. В городе работали более 10 экологически безопасных производств, пять предприятий занимались уходом и разведением зелёных насаждений, как на городской территории, так и в Курортном парке и городских лесах, много было учреждений культуры и досуга, была развита система занятия спортом. Постоянное пребывание партийно-хозяйственной, творческой и научной элиты СССР способствовало полноценному развитию курортного Кисловодска. А личный патронат здравницы Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина уберегал город от безумных и вредных решений, способных негативно повлиять на курортный статус «Города Солнца».
Курорт Кисловодск — это профилакторий, поликлиника, больница страны. На карту поставлено здоровье будущих поколений. Больные граждане

России сегодня — неконкурентоспособная страна завтра. Для рыночной экономики любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности. Наибольший ущерб окружающей среде, природе наносится именно в это время. Сохранение курорта — это та ценность, цена которой — здоровье будущих поколений. Необходимо категорически отказаться от губительных для лечебного курорта экономических схем, поощряющих безудержное строительство, непомерное количество объектов розничной торговли, услуг такси, расширения и увеличения количества мест в санаторно-курортном комплексе. Сделать акцент на качество обслуживания, культуру и техническую оснащенность уже действующих объектов хозяйствования и здравниц. Необходимо, как говорят производственники, «выйти в сегмент «премиум класса» и отказаться от «низкорентабельной валовой продукции». Кисловодск должен стать элитным курортом, каким он и был в советское время. Самое главное, чтобы была сформирована жёсткая законодательная база, позволяющая запретительными мерами остановить разрушительную для курортной и лечебной территории хозяйственную деятельность, но поощряющая экологическичистую. На самом деле, те уже существующие законы, которые регламентируют деятельность в регионе Кавминвод, носят скорее декларативный характер. Верховное унифицированное законодательство даёт лазейки алчным и безжалостным к уникальной природной территории «бизнесменам» уничтожать дарованное Богом богатство. А правоохранители в Кисловодске, в лице Прокуратуры, милиции, суда, в большинстве случаев не препятствуют этому, а в некоторых случаях и способствуют…
В наши дни трудно задумываться и просчитывать перспективы развития на 10-20 лет вперёд, уже не говориться о 50 — 100-летнем периоде. Но мы обязаны это делать, особенно сейчас, потому что вопрос вскоре будет стоять не в сохранении курорта Кисловодска, а вообще приемлемости нормальной среды обитания горожанина. По логике развития наметившейся тенденции — это тупиковый перенаселённый город, окруженный горами, плотно застроенный высотками, гаражами, магазинами, окутанный постоянным смогом от стоящих в «пробках» машин, полностью вырубленными для автостоянок деревьями, отравленными речками и т.д. Вот и есть апокалиптическая картина будущего некогда прославленного курортного Кисловодска.

Мартиросов П.Г.
Председатель Комитета по экологии Администрации города-курорта Кисловодска.
Аватара пользователя
Стас
 
Сообщения: 565
Зарегистрирован: 23 июл 2010, 12:53
Откуда: Кисловодск
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 30 раз.

Re: Кисловодск - угрозы существования мировой здравницы

Сообщение Антон » 09 янв 2012, 21:58

"Мировая здравница" - ну это у кисловодчан амбиции :) Сколько на этом "мировом" курорте иносранцев? Как будет пополам с отечественными отдыхающим, тогда называйтесь :)

Ну ладно, это так, мысль вслух. Пробежался вскользь, прочитаю чуть внимательней, напишу, что думаю по этому поводу.
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5316
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.


Вернуться в Кисловодск и его достопримечательности



Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

. cron